Уранополитизм

Небесное гражданство










Природа государства. Православие и власть. иерей Даниил Сысоев

Posted by ouranios на 2011

1. Интервью «Православие и государство»

 

2. «Природа государства»

С Потопом связано и возникновение такой системы организации общества как государство. По свидетельству книги Бытия (6,9) до Всемирного Потопа все человечество жило родовым строем. Мы не встречаем ни в Писании, ни в Предании никаких указаний на то, что до Потопа были хоть какие-то государственные структуры. Каин и Ламех, убийцы, судятся не людьми, а Самим Богом. Нет никаких свидетельств, чтобы люди как-то законно наказывали один другого за блуд (а его в то время было много). Нет и намека на существование судов, армии, полиции, налогов и чего-либо похожего до Всемирного Потопа. Да, у древних шумеров указывается, что до Потопа было десять царей, но и там нет никаких указаний на то, что их царственность хоть как-то проявлялась.

Похоже, что до Потопа людям не приходило в голову, что один человек может управлять другим. Божья власть, конечно, признавалась. Признавалась и власть ангелов, но люди могли только увещевать один другого. По крайней мере,   св. Енох только пророчествовал о грядущем наказании (Иуд. 14-16), был образом покаяния для всех родов (Сир. 44, 15), но никак не пытался при помощи государственной власти. Хотя и существуют серьезные основания, чтобы отождествить его с одним из «допотопных царей» из шумерского царского списка. Точно также и сам Ной лишь проповедью и строительством Ковчега призывал людей к покаянию (Евр.11,7), хотя все древние тексты шумеров и вавилонян и называют его царем. Похоже, что до Потопа царь был лишь неким моральным лидером, не имеющим никакой власти. В результате этого безвластия злодейства исполинов и их тирания оставались безнаказанными (Быт. 6,4) до самого Потопа.

И вот, уже после Потопа Богу было угодно дать человечеству новые законы. Впервые было введено право людей управлять самим своим обществом. Благословляя людей после Потопа, Бог сказал: «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:5,6).

Так впервые возникает «право меча», право предавать смертной казни убийцу. Именно из этого Божественного права и возникает государство. Ведь для того, чтобы осуществить это право, необходимо найти убийцу, определить его виновность и осуществить справедливый приговор. А все это осуществляет именно государством. Более того, и войска возникают именно затем, чтобы покарать убийц. Строго говоря, война – это массовое проявления права смертной казни. Потому и войны достойны чести, по словам святителя Афанасия, «как защитники целомудрия» (Послание к Аммуну монаху). Если совсем грубо описать ситуацию войны, то перед нами есть бандитская группировка, которая собирается убивать и насиловать, а войска ведущую справедливую войну – это те, кто осуществляют право смертной казни для убийц.

Подробно об этом говорит апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1-7)

Слова эти Церковью понимаются так. Бог установил государственные власти с тем, чтобы люди не пожрали друг друга как рыбы. Богом установлен сам принцип власти, а то, достойный ли человек у власти или нет, то это дело Промысла, или поставляющего достойного, или попускающего недостойного. Хорошо это сформулировал преп. Исидор Пелуосиот: «Апостол Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога, но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога.  То самое, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика.

Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом — пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство.

Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев». (Преп. Исидор Пелуосиот. Письмо. 6. К Дионисию.)

Так что и появление такого злодея вовсе не неожиданность для Бога. Священное Писание говорит, что именно «ибо  у Него премудрость и сила; Он изменяет времена и лета; низлагает царей и поставляет царей » (Дан.2, 20-21) Мы не услышим от пророков, что власти могут назначаться Диаволом. Так что и злодей получает власть не без воли Господа, хотя Бог не благоволит злодейству.

Итак, Бог после Потопа создает новую систему общественных отношений, — государство, целью которого является подержание безопасности и правосудия среди людей.  Эта система подвластна Богу и Его Сыну, Который владыка царей земных (Дан. 2,47, Откр.1,5).

Что интересно, так это то, что Библия запрещает злословить государственные власти, и при этом не требует любви к земному отчеству. А среди  патриотов принято наоборот, любить земную родину и ругать государственные власти. Пророк Моисея и апостол Павел говорят: «начальствующего в народе твоем не злословь» (Исх.22,28; Деян. 23, 5), а апостол Петр сурово осуждает тех, кто «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Петр.2,10). И премудрый Соломон добавляет: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово [твое], и крылатая — пересказать речь [твою]» (Еккл.10:20).

Так же учили и святые отцы. Например, святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Итак, не стыдись такого повиновения, говорит (апостол). Этот закон дал Бог, Который грозно и отмщает тем, которые нарушают его. Если ты ослушаешься Его, то Он накажет тебя не случайным наказанием, а самым строгим, и никакие отговорки не спасут тебя, да и от людей ты понесешь жесточайшее наказание, потому что никто за тебя не вступится, а Бога ты сильно прогневаешь». (Иоанн Златоуст свт. Беседа на послание к Римлянам 23,2).

А мнящие себя считать православными думают, что имеют право злословить высокие власти, при этом исполняя не волю Божию, а заповедь человека (о служении земному отечеству).

Важно, что для священного Писания совершенно не важен вопрос формы государственного устройства во внецерковном человечестве. Библия описывает и восточные деспотии, и архаичные царства – с народными демократиями (как в книге Иова) и республики (как в Риме 1 Мак.8,14-16), при этом, не утверждая, что эта форма власти угодна Богу, а та нет. Главное, чтобы государство исполняло возложенные на небо Богом функции.

Также Библия не рассматривает вопрос легитимности или нелегитимности той или иной власти. С точки зрения Писания даже волос не падает с головы без воли Божией, и если уж правитель принял власть, то ему должно повиноваться. А за грехи свои он будет сам наказан. Кстати, именно поэтому в Византии не было понятия «священная особа императора», хотя священность царского служения всегда признавалась.

Но при этом слово Божие также четко описывает границы, за которые это послушание властям не должно выходить.  «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Если правитель требует от нас нарушить святые заповеди, то слушать его не должно. Если судья произносит несправедливый приговор, не должно его приводить в исполнение. Если царь требует отказаться от Бога или воздать ему божеские почести, то должно осмеять его безумие, как это сделали три отрока в Вавилоне.

Государство всегда должно помнить, что Бог не вручил ему полноты власти. У преемников апостолов власть выше, чем у президента или царя, ибо они могут открыть для человека небо или не пустить его туда.

Еще раз повторю, что деятельность правительства должна оцениваться только по двум критериям: правосудию и безопасности граждан. Есть вещи, которые правитель может сделать. – Например, по своему милосердию дать пенсию старику или инвалиду. И за это он получит от Бога награду. Но если при этом он беззаконно осуждает праведного, то в строгом смысле властителем он не является. Он просто тиран.

иерей Даниил Сысоев

Реклама

Sorry, the comment form is closed at this time.