Уранополитизм

Небесное гражданство










архимандрит Рафаил(Карелин) — О предках

Posted by ouranios на 2011

О предках

Сейчас многие проявляют интерес к своей ро­дословной. Вдруг узнают, что кто-то из пред­ков был из дворян или известным генералом. Не является ли такой интерес праздным? Не мо­жет ли это дать пищу тщеславию? Считается ведь, что для православного челове­ка должна существовать только одна аристок­ратия — духа: подвижники, старцы, — то есть те, кто совершил самое трудное в жизни — на деле исполнил евангельские заповеди — и тем самым приобрел духовное благородство. С другой стороны, говорят, что знание своих предков духовно полезно: это дает возмож­ность лучше молиться за них, и еще, может быть, как-то по-иному взглянуть на себя, на ка­кие-то черты своего характера. Указывают так­же на генетическую память.

— В Ветхозаветные времена родовое нача­ло и общественная среда доминировали над личностью человека и в значительной степени определяли его духовно-нравственное состояние. Поэтому в Ветхом Завете существовало родовое левитство и фамильное священство, а также ограничение брака с иноплеменника­ми. В Новом Завете личность обрела духовную и нравственную свободу; она уже не обуслав­ливается генетическими особенностями рас, наций и сословий. Благодать Духа Святого открыла каждому христианину возможность богоуподобления. Благородство фамилий и родов сменилось другим благородством — под­ражанием Христу через стяжание благодати; теперь генетические задатки и предрасположе­ния имеют второстепенное значение: они подчинены образу Божьему, раскрывающемуся в душе человека. Христом уничтожено нацио­нальное и родовое избранничество; оно как бы растворилось и исчезло в море божественной любви. Надо сказать, что само распятие Иисуса Христа и гонение на христиан связано с уче­нием Христа о равенстве человеческих душ перед Богом, и тем самым были разрушены основания национальной и кастовой горды­ни. В этом отношении особенно знаменатель­но Послание апостола Павла к Филимону, в котором апостол рассматривает господина и раба как братьев друг другу. На своем личном опыте я убедился, что достоинство и недосто­инство людей не зависит от их происхождения и фамилий. Святой Григорий Богослов резко порицал тех, кто гордился знатностью своего рода; он писал: «Старый род — старая гниль». Здесь имеется в виду не сам род, а именно желание возвыситься не через подвиг своей жизни, а через фамилию, то есть за счет мертвых. В другом месте святой Григорий пишет, отвечая некому аристократу, высокомерно отозвавшемуся о незнатном происхождении святого Григория: «Если мой род для меня укоризна, то ты — укоризна своему роду». Декаданс французской аристократии, которая много веков была эталоном аристократий дру­гих монархий, проявился во время француз­ской революции и суда над королем Людови­ком. Голоса судьей разделились поровну: один голос должен был решить судьбу короля. И этот-голос за казнь Людовика подал не кто иной, как герцог Орлеанский — близкий родственник короля и изысканный аристок­рат с обвораживающими манерами.

А как поступили с великим императором Ни­колаем II аристократы и его родственники, в том числе его венценосные родственники? Об этом даже страшно писать. Разумеется, и среди родовой аристократии было немало аристократов духа и героев исто­рии, и тех, кто духовную жизнь предпочитали пустому светскому блеску, кого не надмила власть и не развратило богатство. Я только хо­чу сказать, что людей нельзя рассматривать и оценивать, как лошадей, принадлежащих к той или другой породе. Личность человека, кто бы он ни был в национальном, социальном и других отношениях, представляет собой тайну богоподобия, зало­женную во всех потомках Адама, и должна являться для христиан объектом глубокого уважения.

Конечно, хорошо знать о своих предках, что­бы за них молиться. Не, простите за мой скепсис, дворян и генералов ищут в густой лиетве своего родословного дерева не для того, чтобы молиться о них, а чтобы прихвастнуть их име­нами при случае, особенно когда собой хва­литься нечем.

Духовные аристократы те, кто стяжал благо­дать Духа Святого и сохранил свое благородство как образа Божьего; о них писал, апостол Петр: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый» (1 Пет.2,9). А ду­ховные плебеи те, кто забыли о небе, угасили дух, стали плотью, смешались с грязью и жи­вут своими низменными страстями.

с.314-318.
«На камени веры. Вопросы и ответы»
архимандрит Рафаил(Карелин)

 

Реклама

Sorry, the comment form is closed at this time.