Уранополитизм

Небесное гражданство










свт.Тихон Задонский: Письма

Posted by ouranios на 2011

Что значит быть странником и пришельцем в мире этом?

«…будь в мире этом как «странник и пришелец» (1Пар 29:15), если хочешь первейшим делом спасение вечное иметь, и такую Божию благодать, поданную нам, благодарно принять, — и так спасешься. 5) Знаю я, что ты спросишь у меня: что значит быть странником и пришельцем в мире этом? Ответ. Кто от отечества и дома удален и в чужой стране находится, тот странник там и пришелец, например, россиянин, находящийся в немецкой или турецкой земле, пребывает там как странник и пришелец. Так христианин, от отечества небесного и дома Божия удаленный и в многобедственном мире этом находящийся, есть странник и пришелец. Странствующий человек на чужой земле всего опасается. Так христианин, в мире этом живя, всего опасается и бережется, то есть: бесов, греха, прелести мира, злых людей; ему и родители, и сродники, и прочие знакомые, и все люди, помышляющее «о земном, а не о горнем» (Кол 3:2), подозрительны. Странствующий человек ничего на чужой стороне недвижимого не заводит и не строит, то есть: ни домов, ни садов, ни прочего, разве нужное что, без чего невозможно и прожить. Так и для христианина истинного все вещи в мире этом — как недвижимость для странника: честь, слава, богатство, золото, серебро, села, дома, пруды, сады, рощи, земля, кареты, кони, скот, одеяния и прочее, — словом, как оставляют недвижимость, покидая чужую страну, все он оставит в мире, и само тело. Об этом апостол святой так говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6:7). Поэтому истинный христианин ничего в мире этом не ищет, кроме нужного. О чем апостол так говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:8). Странствующий человек движимые вещи, как-то: деньги и товар, — в отечество свое пересылает или везет. Для истинного христианина движимыми вещами в мире этом, которые он с собой взять может и на тот век перенести, являются добродетели: любовь, милосердие, терпение, кротость, целомудрие и прочее. Все это он старается собрать здесь, в мире живя, как духовный купец духовный товар, и на тот век перенести, и явиться с ними в отечестве своем небесном, и предстать Небесному Отцу. Об этом Христос наш увещевает нас: братия! «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20-21). Странствующего человека все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чужеземца. Так истинного христианина все миролюбцы и сыновья века сего чуждаются, и удаляются, и гонят, как не своего и им непотребного. Об этом говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15:19). Говорят, что море мертвые тела извергает вон, так и мир изгоняет того, кто умер для мира. Всякий же странник и пришелец в мире должен быть мертвым для мира. Странствующему человеку в чужой земле жить скучно, так истинному христианину в мире этом жить скучно и скорбно: ему в мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от отечества небесного. Странствующему человеку хотя и скучно жить на чужой стороне, однако живет, ради нужды, по которой отлучился от отечества. Так истинному христианину хотя и скорбно в мире этом жить, однако живет и терпит это, пока Бог велит. У странствующего человека всегда отечество и дом в мысли и памяти, он и желает и спешит возвратиться в отечество. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда желали возвратиться в Иерусалим, отечество свое. Так истинный христианин в мире этом, как при реках Вавилонских, сидит и плачет, вспоминая горний Иерусалим, отечество небесное, и воздыхает, и желает прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище», — говорит Павел святой с верными (2Кор 5:2). Вот, что значит быть странником и пришельцем в мире этом! А то, что все христиане должны быть странниками и пришельцами в мире этом, видно и из слов апостола, который обо всех вообще христианах говорит: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). Будь же странником в мире этом, и небо за свое отечество имей, и первейшим делом твоим будет дело спасения, — и так благодатью Божией спасешься. Спасайся.»

письмо 1

Что нужно делать, чтобы иметь живую веру?

«…Уверься точно, что ты в этом мире странник, пришелец и в пленении находишься, а отечество твое и дом твой не здесь, но на небесах, и там наследие твое, сокровище твое, слава и честь уготована от Бога. Создан ты и святым Крещением обновлен, как и все, не для мира сего, не для чести, богатства, славы и прочих видимых благ, но для благ вечных, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор 2:9). Призван ты к вечной жизни (1 Тим 6:12), зван на великую вечерю (Лк 14:16-23), где праведники «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:16-17), — где «они получат царство славы и венец красоты от руки Господа» (Прем 5:16), где «праведники воссияют, как солнце» (Мф.13:43), где слуги Господни будут есть и пить и веселиться (Ис.65:13-14), где увидят «Бога лицем к лицу» (1Кор 13:12), «увидят Его, как Он есть» (1 Ин 3:2), и прочее. Уверься твердо, что будет непременно, по обещанию Божию, верным во Христе жизнь вечная и слава вечная. Что оттуда последует в тебе, как не непрестанное желание к получению вечных благ? Поверь, истину тебе говорю: то у тебя будет и на уме и мысли и сердце, там и все внимание твое будет, туда воздыхание и желание твое посылать будешь, по слову Христову: «Где сокровище твое, там будет и сердце» твое (Мф.6:21; Лк 12:34)…»

письмо 4

Каковы признаки живой веры в человеке?

«…вера живая с неба приходит и потому верную душу к небу возбуждает и подвигает. И верная душа видит, что в мире этом на пути и странствовании находится, и потому «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего, которого художник и строитель Бог» (Евр.13:14; 11:10). Отсюда желания и воздыхания верных душ видим во псалмах, которые они возводят к отечеству горнему и благам его, странствуя в мире этом, как на земле чужой…»

письмо 5

О мудрости христианской

«…5) Человек, в мире этом живущий, есть странник, пришелец и путник. Входит в мир и, немного пожив, отходит от мира подобно тому, кто, побывав на чужой стороне, опять в отечество и дом свой возвратится. Так и человек поживет в мире и отойдет от мира. Жизнь в мире этом и все в нем, то есть: честь, слава, богатство, роскошь и прочее, подобно сновидению, ибо все это ненадолго является и скоро отходит, как сновидение. Ибо смерть, придя, отнимает жизнь и с жизнью все у человека. Как рождаются все равными, так и умирают равными, кроме того, что один праведным, а другой грешным, один блаженным, а другой окаянным и бедным отходит. Смерть всех равными делает: и богатый богатства своего лишается, и славный славы, и честный чести, и роскошный роскоши. Гробы умерших это показывают. Где лежит господин, где раб его, где славный, где бесславный, где богатый, где убогий, познать невозможно. Все тут сравнялись, все в землю, как земля, возвратились, и поверх их не только всякие люди, но и скоты ходят. Здесь рассуждай, что есть человек, и жизнь его, и помышление его. «Земля и пепел» есть человек; «подлинно, все суета, всякий человек живущий. Да, подобно призраку ходит человек, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает» (Сир 10:9; Пс.38:6-7). И «оставляют чужим богатство свое, и гроба их — жилища их на век, обиталище их в род и род» (Пс.48:11-12). Мудр, кто понимает это. Блажен, кто живет в мире этом как путник, пришелец и странник, и всегда к отечеству своему горнему возводит душевные свои очи. 6) Поскольку все в мире, как сновидение, от нас отходит при смерти, и мы как странники, пришельцы и путники пребываем в мире этом, и на путь сей восходим в рождении, а оканчиваем его при смерти, то мудрость и блаженство заключаются в том, чтобы ни к чему в мире этом не прилагаться, но все, — честь, славу, богатство и все мира этого сокровище — почитать за сновидение, которое как приходит к нам со сном, так и отходит со сном; и к единому Богу, высочайшему добру и всякого добра источнику, прилепляться, и вечного сокровища искать и любить, дабы там, где будет сокровище наше, там и сердце наше было; «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол 3:2). Вот в чем мудрость христианская…»

письмо 6

кого можно назвать истинно богатым

«…И если имеешь богатство, расходуй его так, как Слово Божие учит. Уверься точно, что богатство и наследие христианское сокровенно на небесах, и несравненно лучше, нежели земное и временное, — тогда все земное и временное как ничто вменишь, и к вечному всегдашним желанием будешь стремиться. Ибо, где сокровище твое будет, там будет и сердце твое (Мф.6:21). Как сыновья века сего лучше избирают золото и серебро, нежели медь, так сыновья царствия, истинные христиане, презрев все сокровища мира сего, всем желанием стремятся к горнему. Там их отечество, и наследие, и богатство, и слава, и честь, и дом, и все сокровище там. Там и вечеря, и брак, и утешение, и веселие, и радость уготована. Там одежда праздничная и брачная готова им. Там ждет их Отец Небесный и лики святых: «Блажен, кто вкусит хлеба в царствии Божием» (Лк 14:15). Однако «много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Постараемся быть, возлюбленный, не только между званными, но и между избранными, дабы и мы сподобились есть и пить за трапезой Христовой в царстве Его (Лк 22:30). О Господи, сподоби! О Господи, приведи! О Милостивый, помилуй и услышь нас! Но надо прежде горести вкусить и со Христом терпеть, как говорит апостол (2 Тим 2:12). «Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк 22:28-30). Сколь сладко будет есть и пить на трапезе той! Но прелесть богатства, славы суетной и роскоши и сластей, отводит бедного человека от того. «Открой очи твои» (Пс.108:18), о человек, и познай прелесть. Отведи очи и ум твой и сердце твое от земли, и обрати к небесам. Уверься точно, что ты странник и пришелец здесь, и тогда познаешь прелесть, и доволен будешь тем, что имеешь, хотя и малое, и все в мире со страхом, как странник и пришелец, употреблять будешь. Ибо кто на пути обременяет себя? Не скорее ли всякое бремя свергает, чтобы легче идти? Кто в чужой стране скрывает сокровище себе? Не в отечество ли свое пересылает? На пути и в чужой стране ты, христианин! К горнему Иерусалиму позван ты, и там тебе отечество Бог показал. Почему ж на пути и в чужой стране хочешь обогащаться? Ведь туда этого богатства не возьмешь, а все оставишь здесь, в чужой стране. Там богатство уготовано не тленное, а нетленное и неотъемлемое, но «любящим Бога» (1Кор 2:9), а не серебро и золото любящим.»

письмо 10

Значение слов «единое на потребу»

«…Пусть мир мирское любит, пусть иные здесь ищут чести, иные славы, иные сокровищ, пусть иные о земном и вотчинах заботятся, и стараются оставить имена свои на землях; пусть иные созидают богатые дома, сады, галереи, пруды, украшают кареты и коней, и прочие принадлежности к утешению своему устраивают, но нам, о христиане, Христос наш предлагает «единое на потребу». Что же это такое? Вечное спасение, и велит его искать так, как «единого на потребу», ибо без него нет никакой пользы, хотя бы кто и все имел. И кто вечное спасение имеет, тот все имеет, хотя и все прочее потеряет. В нем заключается все, что только может быть желаемо. Без него и весь мир ничто, по слову Господнему: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26) Если мир весь ничто, то тем более богатство, хотя и великое, тем более честь и слава, хотя сильно гремит, ибо всякое богатство, всякая честь и слава — ничто против всего мира. Однако и мир весь ничто есть, если душа своего сокровища, спасения вечного, лишится. О, сколь дорого вечное спасение! Мир весь ничто против него. О, как беден тот христианин, который, оставив это неоцененное и всего мира дражайшее сокровище, ищет в мире этом обогатиться и прославиться! Беден таковой и слеп, и подобен тому, который, находясь на чужой стороне и собираясь скоро возвратиться в дом и отечество свое, начал бы там созидать богатые дома, сады, пруды и прочие недвижимые вещи заводить, — что все ему вскоре надо будет оставить, и без всего того в отечество возвратиться. Так, кто в мире этом живя, собирает, а не «в Бога богатеет», таковому Бог говорит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12:20) Кому достанутся сундуки твои с деньгами? Кому дома твои? Кому кони, кареты, сады, галереи, пруды, земли, вотчины, платье многоценное и весь убор кому? Тебе гроб готовится один, и земли только на сажень, а куда слава и честь твоя приобретенная подевается? Кончится все, как и жизнь твоя. «Умирая, он ничего не возьмет с собой, и не сойдет с ним (в землю) слава его» (Пс.48:18). Зачем же то искать, что как ничто есть против спасения, и для чего за тем гоняться, что как тень от нас отходит? Пришельцы и странники мы на земле чужой. Отечество наше не здесь, о христиане! Зачем же сокровища собираем здесь так, будто бы во веки нам здесь жить? Почему напутствия к отечеству небесному не ищем, а гоняемся за тем, что нам закрывает путь к тому отечеству? Кто пожелает все богатство мира сего и славу иметь, а жизни лишиться? Что пользы в богатстве и славе без жизни? Ибо жизнь всего дороже. Если временная жизнь всего дороже, то тем более вечная, против которой и временная ничто есть и ради которой и временной жизни, когда нужда будет, щадить не должно…»

письмо 11

О мире, о христианском пути

«1) Житие наше в веке сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На этот путь во время рождения восходим, а во время смерти его оканчиваем. И каждый живущий на земле — путник. Путь этот для иного кратчайший, как для младенцев умирающих; для иного он дольше, как для отроков и юношей умирающих; для иного и того дольше, как для мужей и стариков умирающих. Как известен нам день и образ начала пути сего, ибо все равно рождаемся, так неизвестен день, час и образ окончания его, ибо не знаем, как и когда окончим его. Внимай сему! Кончина там нас постигнет, где не чаем, и тогда постигает, когда не надеемся. Рассуждай и помни об этом. Блажен и мудр, кто рассуждает и помнит об этом. Итак, будь на пути всегда таким, каким при конце хочешь быть, и блажен будешь! Берегись греха, и в содеянных грехах кайся, как при кончине берегутся люди греха и каются. Рассуждай о богатстве, чести, славе, утехах и о прочих мира сего вещах на пути так, как при конце люди рассуждают. Молись Богу на пути, призывай Его так и милости у Него ищи так, как при конце молятся люди, и блажен будешь. Тогда, где тебя кончина ни постигнет, и как ни постигнет, и когда ни постигнет, блаженно скончаешься.
2) Если жизнь наша на земле — путь, и мы путники, «пришельцы и странники, как и все отцы наши» (1 Пар 29:15; Евр.11:13; Пс.38:13), то Отечество наше, дом наш, место упокоения нашего, наследие наше не здесь, иначе бы всегда неисходно должны пребывать здесь. Итак, почему на пути скрываем сокровища наши? Почему на пути и в странствовании ищем чести, славы и утешений? Почему мир сей как Отечество наше принимаем? Ибо не ради сокровища, богатства, чести, славы и прочих утех рождаемся и входим в мир, но ради того, что перейти на оный век, поскольку как вошли в мир сей, так и выйти из него мы должны; и как ничего в мир не внесли, так ничего и не вынесем. «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него», — учит апостол (1 Тим 6:7). И само дело показывает это. Ибо ни богатый богатства своего, ни сановитый чести своей, ни родовитый благородства своего, ни славный славы своей и прочего не выносят с собою. Кончина всех равными делает. Ибо, где лежит в земле господин, где слуга его, где сановитый, где низкий, где богатый, где нищий, невозможно познать. Потому пишется: «собирает сокровище человек, и не знает, кому соберет его» (Пс.38:7). «Оставят чужим богатство свое. При смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:11, 18). Видишь, что от путника при кончине его все отходит, и как сам нагим вошел в мир, так нагим и исходит от мира, и если бы только нагим, а не упоенным любовью мира, которая «есть вражда против Бога» (Иак.4:4; 1Ин. 2:15), и не обремененным грехами! Посему слава мира сего, честь и богатство и прочие утехи, как тень, как сновидение, как «пар», который «является на малое время и исчезает» (Иак.4:14), и превращается в ничто. Зачем же за тенью, за сновидением и паром гоняться, а истину оставлять? Зачем искать того, что сегодня или завтра следует оставить?

12) Блажен и мудр, кто здесь, в мире сем живет так, как путник, как странник и пришелец, и, «не имея здесь постоянного града, ищет будущего, которого художник и строитель Бог» (Евр.13:14; 11:10). Блажен, кто от времени и временного отвращает очи и обращает к вечности и вечному, воистину блажен! Ибо таковой не будет искать на пути богатства, славы, почестей, утешения и этим, как бременем, отягощаться (ибо какая ему нужда во всем том, что скоро или не скоро на пути оставит?), но всегда к желанному своему Отечеству и городу будет возводить очи сердечные так, как странник к дому своему, как путник к цели своей, как изгнанный и пленный к Отечеству своему, как удаленный к отцу своему, как трудящийся к покою своему, как бедствующий к блаженству своему, как сидящий в темнице к свободе своей, как подвижник к чести и славе своей. «Ибо где сокровище его, там будет и сердце его» (Мф.6:21). Туда желания свои, воздыхания свои и товары свои, для этого приличные, посылать будет. Избери и держи крепко, душа моя, блаженство сие. Безумен и окаянен тот, кто в мире сем, на пути сем, в изгнании сем, пленении и странствовании сем, как в Отечестве живет, упокоевается, утешается, наслаждается и не опасается, что, во времени живя, о вечности забывает, и оставляя небо, к земле и земному, как скот, обращается и того только ищет, что чувства видят и чем утешаются. «Отврати очи мои, Господи, еже не видети суеты» (Пс.118:37). «Блажен муж, коему имя Господне служит упованием, и он не смотрит на суету и ложные волнения» (Пс.39:5)…»

письмо 15

 

Реклама

Sorry, the comment form is closed at this time.